ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы |
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России» |
Разработчик Программы |
Клепикова В.А.- педагог - психолог |
Наименование образовательного учреждения |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Старые Озинки» |
Контактные данные образовательного учреждения |
413602, Саратовская обл., Озинский район, с. Старые Озинки ул Ленина д.29 , Телефон : (8 84576) 4-53 - 40, E-mail: |
Исполнители |
Педагоги, учащиеся, родители МОУ «СОШ с. Старые Озинки» |
Цель Программы |
|
Задачи Программы |
|
Законодательная база для разработки Программы |
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ ( принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.) Положения правительства российской Федерации от 12 ноября 2020 - 2025 г – р Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении»; Письмо Минобразования РФ от 1 марта 2002г. № 30-151-31/16 «О рекомендациях “Oб организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”»; Концепция патриотического воспитания граждан РФ; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020 -2025 годы». |
Сроки реализации |
2021 – 2025 учебные годы. |
Этапы реализации Программы |
I этап – организационно-мобилизационный (2021 - 2022.). II этап – практический (2022 -2024гг.). III этап - итогово -обобщающий (2024 – 2025 г.). |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям.
Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.
Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель, которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России!» ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе «Об образовании в Российской Федерации».
Известно, что гражданско-патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. В связи с этим в нашей школе разработана программа гражданско-патриотического воспитания
Программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.
Гражданско-патриотическое воспитание - это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения.
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру.
Цель и задачи программы
Цель:
- Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
- Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Задачи:
- Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
- Воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
- Формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
- Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.
РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет.
Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: учащиеся 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач.
Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких.
Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране:
- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
- гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
- помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
- мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия.
II категория: учащиеся 5– 7- х классов.
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
Задачи:
- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее,
- формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
- формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды
III категория: учащиеся 8 – 9 -х классов.
Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной.
В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
Задачи:
- определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
- нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
- сформировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития
Сроки и этапы реализации Программы:
I этап – организационно-мобилизационный (2021 - 2022.):
- аналитическо-диагностическая деятельность;
- поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления;
- изучение современных технологий.
II этап – практический (2022 -2024гг):
- использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания;
- промежуточный контроль
III этап - итогово-обобщающий (2024 – 2025 г):
- обработка и интерпретация данных;
- соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания.
Программа является открытой для внесения корректив по ходу
Основные принципы организации патриотического воспитания
- Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
- Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
- Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
- Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
- Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Основные направления программы
Связь поколений.
Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2.Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы:
- тематические классные часы, беседы,
- уроки мужества,
- предметные недели,
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, воинами–интернационалистами,
- конкурсы,
- посещение музеев,
- праздники, посвященные памятным датам
- реализация классных и общешкольных проектов
Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся уважение к государственным символам России.
5. Знакомить с историей России, ее культурой, вероисповеданием, развитием промышленности;
6. Изучать культуру других национальностей, населяющих Россию;
7. Участвовать во Всероссийских конкурсах.
Формы:
- тематические классные часы,
- коллективные творческие дела,
- фестивали патриотической песни,
- конкурсы, викторины по правовой тематике,
- праздник дня Конституции,
- устный журнал,
- встречи с интересными людьми,
- акции, диспуты,
- военно-спортивные игры,
- проектная деятельность
Мой край родной.
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы:
- тематические классные часы,
- предметные недели
- встречи с интересными людьми
- экологическое движение,
- выпуск листовок, газет,
- озеленение,
- игры, марафоны, викторины,
- экскурсии, выезды на природу,
- туристско-экскурсионная деятельность
- проектная деятельность, исследовательская деятельность
Моя школа
Цель: создание позитивного имиджа школы
Задачи
1.Воспитывать любовь к школе как второму дому;
2. Воспитывать и развивать духовные ценности на примере судеб выпускников школы.
3. Создавать историю школы
4. Воспитывать чувство гордости за школу, в которой учишься
5. Пропагандировать профессию педагога
Формы
- различные школьные мероприятия;
- субботники, трудовые десанты, работа по благоустройству школы;
- традиционные мероприятия школы
- встречи с выпускниками
Моё село
Цель: приобщение учащихся к насущным заботам села, к его экологическим проблемам; воспитание гордости и любви к родному краю, уважение к его истории и жителям.
Задачи:
1.знакомить с историей малой родины;
2.изучать военную и трудовую историю села;
3.работать по благоустройству села.
Формы
- встречи с интересными людьми;
- выставки и экскурсии;
- классные часы;
- субботники
- проектная, исследовательская деятельность
Я и семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
4. Знакомство с профессиями родителей; пропагандировать профессиональные династии
5. Сохранять лучшие традиции семьи, пропагандировать опыт семейного воспитания
6. Привлекать к изучению родословной своей семьи
Формы:
- беседы,
- родительские собрания,
- родительский лекторий,
- индивидуальное консультирование,
- совместные мероприятия, игры,
- семейные праздники и часы общения.
- анкетирование,
- реализация проектов «Моя родословная», «Профессии моей семьи» и т.д
План мероприятий по реализации программы
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
|
Пополнение банка информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников. |
ежегодно |
Педагог - психолог кл. руководители |
|
Использование символов Российской Федерации и Саратовской области при проведении школьных мероприятий. |
постоянно |
кл. руководители |
|
Участие в постоянно действующих районных, региональных и российских конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников. |
2021-2025г. |
учителя–предметники, кл. руководители |
|
Проведение тематических линеек, классных часов по истории России, символике Саратовской области |
2021-2025 г. |
педагог– психолог |
|
Участие в акции «Вахта памяти»:
|
2021-2025г. |
преподаватель ОБЖ классные руководители педагог – психолог |
|
Линейка памяти жертв Беслана |
Сентябрь ежегодно |
Кл. руководители |
|
Проведение месячника по гражданско-патриотическому воспитанию |
ежегодно |
Кл. руководители |
|
Участие в акциях «Великие люди Великой Победы», «Память» |
ежегодно |
Кл. руководители |
|
Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» |
ежегодно |
преподаватель ОБЖ |
|
Включение элементов военно-прикладных видов спорта и строевой подготовки в тематику занятий по физкультуре |
ежегодно |
преподаватель ОБЖ учителя физкультуры |
|
Организация традиционных встреч:
|
ежегодно |
педагог – психолог классные руководители |
|
Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. |
ежегодно |
учителя истории, русского языка |
|
Участие обучающихся и педагогов проектной деятельности |
ежегодно |
Кл. руководители |
|
Реализация подпрограмм
|
ежегодно |
кл. руководители |
|
Проведение общешкольных мероприятий посвященных Дню Знаний, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню Победы, Дню Конституции, Дню Героя Отчества и т.д. |
ежегодно |
кл. руководители педагог – психолог |
|
Проведение уроков мужества, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы. |
ежегодно |
Классные руководители |
|
Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни |
ежегодно |
Учитель музыки |
Конкурсы сочинений и рисунков «Память жива», посвященных памятным историческим датам |
ежегодно |
учителя литературы учителя ИЗО |
|
|
Акция «Моя семья – моя крепость» |
ежегодно |
кл. руководители |
|
Организация мероприятий по воспитанию толерантного отношения к миру. Неделя толерантности |
ежегодно |
педагог – психолог |
|
Неделя Добра |
ежегодно |
педагог – психолог |
|
Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх учащихся «Президентские соревнования» |
ежегодно |
Учителя физкультуры и ОБЖ |
|
Благотворительные акции и мероприятия |
ежегодно |
кл. руководители |
|
Профориентационные мероприятия |
ежегодно |
Педагог-психолог Кл. руководители |
|
Изучение предмета основы культуры и светской этики |
ежегодно |
Учитель ОРКСЭ |
|
Семинар-практикум для классных руководителей «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы» |
2014 |
Педагог-психолог |
Партнеры по реализации Программы
Сельская библиотека, учителя – предметники, классные руководители.
РАЗДЕЛ II. КОНТРОЛЬ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ.
Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.
В состав совета входят:
1.Педагог - психолог
2.Преподаватель-организатор ОБЖ
3.Руководитель МО классных руководителей.
4.Руководитель МО учителей гуманитарного цикла
РАЗДЕЛ III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
- Формирование стойкой патриотической позиции.
- Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
- Воспитание уважения к труду, человеку труда.
- Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
- Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.
Формирование положительного имиджа школы через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.
В результате реализации Программы ожидается:
- обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста подрастающего поколения;
- создание условий для преемственности поколений;
- конкретизация цели воспитательной работы
- содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
- воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
- создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
- повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
- поступление обучающихся в военные учебные заведения и учебные заведения МЧС.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
- доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;
- привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической;
- повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся;
- разработка исследовательско-поисковых работ обучающихся.
Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.