МОУ "СОШ с. Старые Озинки"
с. Старые Озинки  Озинского муниципального района Саратовской области 
  • Программа патриотического воспитания на 2021-2025 годы

                              ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

    Наименование Программы

    Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»

    Разработчик Программы

    Клепикова В.А.- педагог - психолог

    Наименование образовательного учреждения

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа с. Старые Озинки»

    Контактные данные образовательного учреждения

    413602, Саратовская обл., Озинский район,

    с. Старые Озинки  ул Ленина д.29 ,

    Телефон : (8 84576)  4-53 - 40, E-mail:

    Исполнители

    Педагоги,  учащиеся, родители МОУ «СОШ с. Старые Озинки»

    Цель Программы

    • Развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
    • Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

    Задачи Программы

    • Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
    • Воспитывать чувство долга, ответственность, готовность к защите Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
    • Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к  культуре своей страны.

    Законодательная база для разработки Программы

    Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ ( принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.)

    Положения правительства российской Федерации от 12 ноября 2020 - 2025 г – р

    Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении»;

    Письмо Минобразования РФ от 1 марта 2002г. № 30-151-31/16 «О рекомендациях “Oб организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”»;

    Концепция  патриотического воспитания граждан РФ;

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020 -2025 годы».

    Сроки реализации

    2021 – 2025 учебные  годы.

    Этапы реализации Программы

    I этап – организационно-мобилизационный (2021 - 2022.).

    II этап – практический (2022 -2024гг.).

    III этап  - итогово -обобщающий (2024 – 2025 г.).

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.

    Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям.

    Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.

    Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель, которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

    Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России!» ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе «Об образовании в Российской Федерации».

    Известно, что гражданско-патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. В связи с этим в нашей школе разработана программа гражданско-патриотического воспитания 

    Программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.

    Гражданско-патриотическое воспитание - это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие «патриотизм» становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

    Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

    Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения.

    Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

    Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

    На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру.

    Цель и задачи программы

    Цель:

    • Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
    • Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

    Задачи:

    • Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
    • Воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувство любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.
    • Формировать необходимые материальные и правовые нормы поведения, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
    • Воспитывать гордость за героическое прошлое своей Родины и уважение к культуре своей страны.
     

    РАЗДЕЛ IОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

    Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на пять лет.

    Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

    I категория: учащиеся 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач.

    Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких.

    Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране:

    • заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
    • гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
    • помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
    • мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
    • сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
    • воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия.

    II категория: учащиеся 5– 7- х классов.

    У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

    Задачи:

    • продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
    • создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее,
    • формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
    • формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды

    III категория: учащиеся  8 – 9 -х классов.

    Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной.

    В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.

    Задачи:

    • определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
    • нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
    • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
    • сформировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
    • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития

    Сроки и этапы реализации Программы:

    I этап – организационно-мобилизационный (2021 - 2022.):

    1. аналитическо-диагностическая деятельность;
    2. поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления;
    3. изучение современных технологий.

    II этап – практический (2022 -2024гг):

    1. использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания;
    2. промежуточный контроль

    III этап  - итогово-обобщающий (2024 – 2025 г):

    1. обработка и интерпретация данных;
    2. соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;
    3. определение перспектив и путей дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания.   

    Программа является открытой для внесения корректив по ходу

    Основные принципы организации патриотического воспитания

    • Принцип целостно-смыслового равенства.

    У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

    • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
    • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
    • Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
    • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

    Основные направления программы

    Связь поколений.

    Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

    Задачи:

    1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

    2.Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

    3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

    Формы:

    • тематические классные часы, беседы,
    • уроки мужества,
    • предметные недели,
    • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла,  воинами–интернационалистами,
    • конкурсы,
    • посещение музеев,
    • праздники, посвященные памятным датам
    • реализация классных и общешкольных проектов

    Растим патриота и гражданина России.

    Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

    Задачи:

    1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

    2. Развивать ученическое самоуправление.

    3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

    4. Формировать у учащихся уважение к государственным символам России.

    5. Знакомить с историей России, ее культурой, вероисповеданием, развитием промышленности;

    6. Изучать культуру других национальностей, населяющих Россию;

    7. Участвовать во Всероссийских конкурсах.

    Формы:

    • тематические классные часы,
    • коллективные творческие дела,
    • фестивали патриотической песни,
    • конкурсы, викторины по правовой тематике,
    • праздник дня Конституции,
    • устный журнал,
    • встречи с интересными людьми,
    • акции, диспуты,
    • военно-спортивные игры,
    • проектная деятельность

    Мой край родной.

    Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

    Задачи:

    1. Изучать историю родного края.

    2. Воспитывать позицию «Я – гражданин России».

    3. Формировать экологическое поведение.

    Формы:

    • тематические классные часы,
    • предметные недели
    • встречи с интересными людьми
    • экологическое движение,
    • выпуск листовок, газет,
    • озеленение,
    • игры, марафоны, викторины,
    • экскурсии, выезды на природу,
    • туристско-экскурсионная деятельность
    • проектная деятельность, исследовательская деятельность

    Моя школа

    Цель: создание позитивного имиджа школы

    Задачи

    1.Воспитывать любовь к школе как второму дому;

    2. Воспитывать и развивать духовные ценности на примере судеб выпускников школы.

    3. Создавать историю школы

    4. Воспитывать чувство гордости за школу, в которой учишься

    5. Пропагандировать профессию педагога

    Формы

    • различные школьные мероприятия;
    • субботники, трудовые десанты, работа по благоустройству школы;
    • традиционные мероприятия школы
    • встречи с выпускниками

    Моё село

    Цель: приобщение учащихся к насущным заботам села,  к его экологическим проблемам; воспитание гордости и любви к родному краю, уважение к его истории и жителям.

    Задачи:

    1.знакомить с историей малой родины;

    2.изучать военную и трудовую историю села;

    3.работать по благоустройству села.

    Формы

    • встречи с интересными людьми;
    • выставки и экскурсии;
    • классные часы;
    • субботники
    • проектная, исследовательская деятельность

    Я и семья.

    Цель: осознание обучающимися  семьи как важнейшей жизненной ценности.

    Задачи:

    1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

    2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

    3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

    4. Знакомство с профессиями родителей; пропагандировать профессиональные династии

    5. Сохранять лучшие традиции семьи, пропагандировать опыт семейного воспитания

    6. Привлекать к изучению родословной своей семьи

    Формы:

    • беседы,
    • родительские собрания,
    • родительский лекторий,
    • индивидуальное консультирование,
    • совместные мероприятия, игры,
    • семейные праздники и  часы общения.
    • анкетирование,
    • реализация проектов «Моя родословная», «Профессии моей семьи» и т.д

    План мероприятий по реализации  программы

    Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    Пополнение банка информации материалами по организации и осуществлению патриотического воспитания школьников.

    ежегодно

    Педагог - психолог

    кл. руководители

    Использование символов Российской Федерации и Саратовской области  при проведении школьных мероприятий.

    постоянно

     кл. руководители

    Участие в постоянно действующих районных, региональных и российских конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

    2021-2025г.

    учителя–предметники,

    кл. руководители

    Проведение тематических линеек, классных часов по истории России, символике Саратовской области 

    2021-2025 г.

    педагог– психолог

    Участие в акции «Вахта памяти»:

    • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;
    • Классные мероприятия;
    • Митинг, посвященный Дню Победы
    • Почетный караул
    • Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции   «Георгиевская ленточка» под девизом  «Мы помним, мы гордимся»

    2021-2025г.

    преподаватель ОБЖ 

    классные руководители

    педагог – психолог

    Линейка памяти жертв Беслана

    Сентябрь ежегодно

    Кл. руководители

    Проведение месячника по гражданско-патриотическому воспитанию

    ежегодно

    Кл. руководители

    Участие в акциях «Великие люди Великой Победы», «Память»

    ежегодно

    Кл. руководители

    Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница»

    ежегодно

    преподаватель ОБЖ 

    Включение элементов военно-прикладных видов спорта и строевой подготовки в тематику занятий по физкультуре

    ежегодно

    преподаватель ОБЖ

    учителя физкультуры 

    Организация традиционных встреч:

    • с ветеранами,
    • с тружениками тыла;
    • с воинами-интернационалистами;
    • с призывниками
    • выпускниками  школы
    • интересными людьми культуры, спорта и труда

    ежегодно

    педагог – психолог

    классные руководители

    Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

    ежегодно

    учителя истории, русского языка

    Участие обучающихся  и педагогов проектной деятельности

    ежегодно

    Кл. руководители

    Реализация подпрограмм

    • Подросток и закон
    • Жить – здорово!

    ежегодно

    кл. руководители

    Проведение общешкольных мероприятий посвященных

    Дню Знаний, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню Победы, Дню Конституции, Дню Героя Отчества и т.д.

    ежегодно

    кл. руководители

    педагог – психолог

    Проведение уроков мужества, посвященных Дню Защитника Отечества и Дню Победы.

    ежегодно

    Классные руководители

    Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни

    ежегодно

    Учитель музыки

    Конкурсы сочинений и рисунков «Память жива», посвященных памятным историческим датам

    ежегодно

    учителя литературы

    учителя ИЗО

    Акция «Моя семья – моя крепость»

    ежегодно

    кл. руководители

    Организация мероприятий по воспитанию толерантного отношения к миру. Неделя толерантности

    ежегодно

    педагог – психолог

    Неделя Добра

    ежегодно

    педагог – психолог

    Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх учащихся  «Президентские соревнования»

    ежегодно

    Учителя физкультуры и ОБЖ

    Благотворительные акции и мероприятия

    ежегодно

    кл. руководители

    Профориентационные  мероприятия

    ежегодно

    Педагог-психолог

    Кл. руководители

    Изучение предмета основы культуры и светской этики

    ежегодно

    Учитель ОРКСЭ

     Семинар-практикум для классных  руководителей   «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»

    2014

    Педагог-психолог

    Партнеры по реализации Программы

    Сельская библиотека, учителя – предметники, классные руководители.

    РАЗДЕЛ IIКОНТРОЛЬ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ.

    Для координации и реализации деятельности всех структур школы, заинтересованных в реализации системы патриотического воспитания и образования  создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.

     В состав совета входят:

    1.Педагог - психолог

    2.Преподаватель-организатор ОБЖ

    3.Руководитель МО классных руководителей.

    4.Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

    РАЗДЕЛ III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
    • Формирование стойкой патриотической позиции.
    • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
    • Воспитание уважения к труду, человеку труда.
    • Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.
    • Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.

    Формирование положительного имиджа школы через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.

    В результате реализации Программы ожидается:

    • обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста   подрастающего поколения;
    • создание условий для преемственности поколений;
    • конкретизация цели воспитательной работы
    • содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
    • воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
    • создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
    • повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
    • поступление обучающихся в  военные учебные заведения и учебные заведения МЧС.

            Количественными результатами реализации Программы должны стать:

    • доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%;
    • привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической;
    • повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся;
    • разработка исследовательско-поисковых работ обучающихся.

    Выполнение программы приведёт к  совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie